Что такое фонематическое восприятие и как его развивать?
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. С развитым фонематическим восприятием дети могут определить сколько слогов в слове, сколько в нем звуков, какой звук стоит в начале и в конце слова, различать гласные и согласные звуки, а согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
Дети, которые говорят чисто, обладают хорошим фонематическим восприятием, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отличить один звук речи от другого, правильно воспринять и понять слова, разделить близкие по звучанию фонемы, слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес)
У ребёнка без развитого фонематического восприятия словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. В дальнейшем испытывает трудности при обучении чтению и письму, ему сложно писать грамотно. Поэтому важно не упустить момент уже в дошкольном возрасте, и помочь ребёнку в формировании правильной и красивой речи. Необходимо научить ребёнка не только отчётливо произносить звуки в словах, но и различать их, т.е. дифференцировать звуки на слух.
Фонематическое восприятие необходимо развивать и совершенствовать, особенно у детей, имеющих недостатки звукопроизношения. Предлагаем несколько игр и упражнений, которые выполняют дети логопедической группы «Цыплёнок».
Игра «Поймай звук» развивает умение слышать заданный звук в слогах и словах.
Ход игры: хлопни, если услышишь звук [З] в слогах и словах: за, са, жа, ас, зо, жо, су, жу, ыс, зна; жук, суп, сук, зуб, везу, вяжу, весы, здоровье, лоза, зал, усы, ложа, ужи, узы, зоопарк, ужин, забота, этажерка.
Игра «Прикрепи прищепку» вырабатывает умение дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.
Ход игры: назови слово, если в слове звук [З]-твёрдый, то прикрепляем к картинке синюю прищепку, если [ЗЬ]-мягкий, прикрепляем зелёную.
Игра «Подарки» направлена на определение места заданного звука в слове.
Ход игры: распредели картинки по коробкам с подарками, в первую помести картинки в названии которых звук [З] находится в начале слова, во вторую- в середине слова, в третью-в конце слова.
Игра «Деревья» направлена на выработку умения анализировать звуки, определять гласный -согласный звук, дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.
Ход игры: на синее дерево прикрепляем картинки, в названии которых звук [З]-твёрдый, на зелёное дерево те картинки, в названии которых звук [ЗЬ]-мягкий.
|