Беседы с психологом
Немного о моей профессии
Педагог-психолог - это в первую очередь педагог (в моем случае - дошкольный) с углубленным знанием детской психологии, а также психологии семьи, межличностных отношений. В моей работе тесно переплетены особенности развития ребенка, педагогические методы его воспитания, необходимость решать проблемы не только малыша, но и его семьи. Одна из особенностей работы педагога-психолога - тесное взаимодействие с ребенком (наблюдение за его игрой, повседневной жизнью, совместные игры, беседы с родителями об особенностях развития начиная с беременности), т.е. для успешной помощи необходимо знать малыша досконально. Но, к сожалению, часто нет возможности столь тесного общения и тогда используются специальные тестовые задания в игровой форме.
Еще одна особенность работы педагога-психолога: постоянное сотрудничество с родителями. Специалист может выявить проблему, предложить варианты решения, проследить и проанализировать изменения, но родители и только они могут помочь своему ребенку.
В моей практике был случай, когда мама приходила с жалобой на ребенка (агрессивность, непослушание). Мы начинаем беседовать, обычно я расспрашиваю с момента беременности и до настоящего дня. В ходе разговора мама "перескакивала" на свои личные, семейные проблемы, начинала сама их анализировать, к концу беседы она сама пришла к пониманию проблемы, и мы вместе составили программу коррекции поведения ее дочери. В таких случаях моя задача - внимательно слушать, задавать наводящие вопросы, мягко направлять ход мыслей собеседницы, я не даю готовых решений, не обещаю 100% гарантии. Важно, чтобы собеседник сам пришел к решению, сделал выводы. В ходе такого тесного сотрудничества формируются конкретные методы воздействия на ребенка, варианты решения различных проблем, вся информация систематизируется, делаются выводы. Так возникают статьи с конкретными рекомендациями: как подготовить ребенка к школе, как помочь адаптироваться в детском саду, почему малыш плачет и так далее. Они рассчитаны на "среднестатистического" ребенка, но таких детей мало, каждый малыш неповторим, своеобразен. Поэтому, читая статьи психолога (и мои тоже) с рекомендациями, учитывайте особенности своего, такого непохожего на других, ребенка.
Я предлагаю общаться как можно теснее, то есть, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.
Все желающие могут принять участие в создании нашей рубрики. Задавайте вопросы о воспитании и развитии ребенка от зачатия и до школьного возраста. Также предлагаю выбрать темы, которые наиболее интересны для Вас из перечисленных ниже.
· 1. Беременность - это праздник?!
· 2. Общение с грудничком.
· 3. Во что можно поиграть с малышом до 1 года.
· 4. Почему малыш плачет?
· 5. Если в семье есть старший ребенок.
· 6. Одна дома или как все успеть.
· 7. Особенности эмоционального мира дошкольника.
· 8. Кризисы в развитии ребенка.
· 9. Чем занять болеющего ребенка?
· 10. "Читаем" рисунки ребенка.
· 11. Детские страхи.
· 12. Темперамент - основа поведения ребенка.
· 13. Агрессивный ребенок. Что делать?
· 14. Застенчивый ребенок.
· 15. Замкнутый ребенок.
· 16. Что такое воображение и зачем нужно его развивать?
· 17. Как помочь детям, имеющим проблемы в общении.
· 18. Помогите ребенку полюбить читать.
· 19. Какие игрушки нужны детям?
· 20. Почему малыш ломает игрушки?
· 21. Роль сказки в жизни ребенка.
· 22. Жизненная стойкость и психическое здоровье.
· 23. Развивающие игры.
· 24. Как сделать влияние видео и телевидения полезным?
· 25. Что такое "психологическая готовность к школе"?
· 26. Предложите свою тему...
Жду Ваших отзывов, предложений, вопросов. (Опубликовано 4 февраля 2011 г.)
Режим работы психолога детского сада
(по предварительной записи)
понедельник 8.30-9.00
вторник 16.30-18.00
среда 8.30-9.00 и 14.30-15.00
четверг 8.30-9.00
Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх..
Ночные страхи (рекомендации..).
Идти ли малышу в детский сад?
Когда вести ребенка в сад?
Родители и воспитатели
Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы?
Психологическая подготовка
Вопросы адаптации
· Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?
· Адаптация ребенка к детскому саду